Главная » Статьи » Мои статьи |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВМЕСТНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В.В. АНДРИЕВСКАЯ, Г.А. БАЛЛ, З.Г. КИСАРЧУК, С.А. МУСАТОВ Описываемое исследование было направлено на выяснение влияния ролевой регламентации деятельности и предварительного обучения деловому общению на результативность совместного решения младшими школьниками учебных мыслительных задач и на усвоение каждым участником совместной деятельности нормативного способа их решения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исследование показало прежде всего, что результативность решения младшими школьниками грамматических учебных задач и усвоение способа их решения существенно зависит от организации их деятельности. Работа в диадах учащихся оказалась в среднем более продуктивной, чем индивидуальная; работа в режиме сотрудничества партнеров — более эффективной, чем в режиме соперничества. Организация совместной работы (в режиме сотрудничества), при которой одному из партнеров поручалась роль исполнителя, а другому — роль консультанта-контролера, положительно влияла на процесс и результаты учебной деятельности. Это выражалось прежде всего в повышении адекватности выполняемых действий, особенно реализующих функций контроля и самоконтроля. Однако в том cлучае, когда учащиеся не обучались предварительно способам делового общения, исполнение названных ролей зачастую носило формальный характер, что снижало эффект ролевой регламентации деятельности. Результаты исследования свидетельствуют также о том, что специальное обучение младших школьников способам делового общения повышает культуру их диалогического взаимодействия. Это проявляется в более тесной взаимосвязи речевых действий партнеров, в развитии их оценочно-критического отношения к высказываниям друг друга, в увеличении числа обоснованных высказываний, а также в большей содержательности и вариативности обоснований. В результате достигается высокий уровень сотрудничества учащихся и повышается эффективность их учебной деятельности. Полученные выводы, а также использованные в исследовании методические приемы могут найти применение при организации совместной учебной работы школьников как на уроке, так и вне урока — в группах продленного дня, в ходе внеклассных занятий учащихся интернатов и т. п. При этом хотелось бы обратить внимание учителей начальных классов на такие моменты. 1. С целью обеспечения достаточной активности всех школьников в совместной учебной работе желательно, распределяя роли между ними, учитывать, что ту роль, которую дети воспринимают как главную, надо поручать менее уверенным в себе и менее склонным к лидерству. Объединение слабого ученика в пару с более сильным в интеллектуальном отношении, но недостаточно активным партнером эффективно при условии, что этот последний уже в основном владеет отрабатываемым умением. 2. Усвоение учащимися элементарных правил делового общения протекает успешно и достаточно быстро, если обучение им проводится планомерно, включает сравнение и анализ полноценных и неудовлетворительных диалогов, а также упражнения в построении диалогов на заданную тему с учетом изучаемых правил общения. Для закрепления диалогических умений следует возможно шире использовать в учебном процессе направляемые учителем дискуссии между учащимися. 1. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы.— М., 1984.— 112 с. 2. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку.— М., 1978.— 144 с. 3. Андриевская В. В. Отображение структуры наглядной ситуации в устной речи младших школьников.— Вопросы психологии, 1979, № 1, с. 49—61. 4. Брушлинский А. В. Мышление как процесс и проблема деятельности.— Вопросы психологии, 1982, № 2, с. 28—40. 5. Костюк Г. С., Андриевская В. В., Балл Г. А., Кисарчук З. Г., Мусатов С. А., Чмут Т. К. Сравнительное исследование индивидуального и совместного решения мыслительных задач младшими школьниками.— Психологический журнал, 1983, т. 4, № 5, с. 23—31. 6. Маркова А. К. Психологические особенности формирования совместной учебной деятельности.— В кн.: Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. М., 1978, с. 7—9. 7. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности.— Вопросы психологии, 1982, № 4, с. 5—17. 8. Пономарев Я. А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода.— В кн.: Проблема общения в психологии. М., 1981, с. 79—91. 9. Цукерман Г. А., Романеева М. П. Кооперация со сверстниками как существенное условие обучения младших школьников.— Вопросы психологии, 1982, № 1, с. 50—58. Источник: http://www.voppsy.ru/issues/1985/854/854038.htm | |
Просмотров: 632 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||