Главная » Статьи » Мои статьи

Психологические предпосылки эффективности совместной учебной работы младших школьников

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВМЕСТНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

В.В. АНДРИЕВСКАЯ, Г.А. БАЛЛ, З.Г. КИСАРЧУК, С.А. МУСАТОВ 

Описываемое исследование было направлено на выяснение влияния ролевой регламентации деятельности и предварительного обучения деловому общению на результативность совместного решения младшими школьниками учебных мыслительных задач и на усвоение каждым участником совместной деятельности нормативного способа их решения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование показало прежде всего, что результативность решения младшими школьниками грамматических учебных задач и усвоение способа их решения существенно зависит от организации их деятельности. Работа в диадах учащихся оказалась в среднем более продуктивной, чем индивидуальная; работа в режиме сотрудничества партнеров — более эффективной, чем в режиме соперничества. 

Организация совместной работы (в режиме сотрудничества), при которой одному из партнеров поручалась роль исполнителя, а другому — роль консультанта-контролера, положительно влияла на процесс и результаты учебной деятельности. 

Это выражалось прежде всего в повышении адекватности выполняемых действий, особенно реализующих функций контроля и самоконтроля. Однако в том cлучае, когда учащиеся не обучались предварительно способам делового общения, исполнение названных ролей зачастую носило формальный характер, что снижало эффект ролевой регламентации деятельности.

Результаты исследования свидетельствуют также о том, что специальное обучение младших школьников способам делового общения повышает культуру их диалогического взаимодействия. Это проявляется в более тесной взаимосвязи речевых действий партнеров, в развитии их оценочно-критического отношения к высказываниям друг друга, в увеличении числа обоснованных высказываний, а также в большей содержательности и вариативности обоснований. В результате достигается высокий уровень сотрудничества учащихся и повышается эффективность их учебной деятельности.

Полученные выводы, а также использованные в исследовании методические приемы могут найти применение при организации совместной учебной работы школьников как на уроке, так и вне урока — в группах продленного дня, в ходе внеклассных занятий учащихся интернатов и т. п. При этом хотелось бы обратить внимание учителей начальных классов на такие моменты.

1. С целью обеспечения достаточной активности всех школьников в совместной учебной работе желательно, распределяя роли между ними, учитывать, что ту роль, которую дети воспринимают как главную, надо поручать менее уверенным в себе и менее склонным к лидерству. Объединение слабого ученика в пару с более сильным в интеллектуальном отношении, но недостаточно активным партнером эффективно при условии, что этот последний уже в основном владеет отрабатываемым умением.

2. Усвоение учащимися элементарных правил делового общения протекает успешно и достаточно быстро, если обучение им проводится планомерно, включает сравнение и анализ полноценных и неудовлетворительных диалогов, а также упражнения в построении диалогов на заданную тему с учетом изучаемых правил общения. Для закрепления диалогических умений следует возможно шире использовать в учебном процессе направляемые учителем дискуссии между учащимися.

1. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы.— М., 1984.— 112 с.

2. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку.— М., 1978.— 144 с.

3. Андриевская В. В. Отображение структуры наглядной ситуации в устной речи младших школьников.— Вопросы психологии, 1979, № 1, с. 49—61.

4. Брушлинский А. В. Мышление как процесс и проблема деятельности.— Вопросы психологии, 1982, № 2, с. 28—40.

5. Костюк Г. С., Андриевская В. В., Балл Г. А., Кисарчук З. Г., Мусатов С. А., Чмут Т. К. Сравнительное исследование индивидуального и совместного решения мыслительных задач младшими школьниками.— Психологический журнал, 1983, т. 4, № 5, с. 23—31.

6. Маркова А. К. Психологические особенности формирования совместной учебной деятельности.— В кн.: Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. М., 1978, с. 7—9.

7. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности.— Вопросы психологии, 1982, № 4, с. 5—17.

8. Пономарев Я. А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода.— В кн.: Проблема общения в психологии. М., 1981, с. 79—91.

9. Цукерман Г. А., Романеева М. П. Кооперация со сверстниками как существенное условие обучения младших школьников.— Вопросы психологии, 1982, № 1, с. 50—58.



Источник: http://www.voppsy.ru/issues/1985/854/854038.htm
Категория: Мои статьи | Добавил: редактор (25.02.2014) | Автор: Мусатов Сергей Александрович E W
Просмотров: 632 | Комментарии: 1 | Теги: деловое обшение, Вопросы психологии, совместная учебная работа, младший школьник, Мусатов, Решение задач, младшые классы, самоконтроль | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 редактор  
0

Имя *:
Email *:
Код *: